Вы здесь

Открытие производства чая

Открытие производства чая

Россия входит в пятерку стран, больше всего потребляющих чай. Хоть рынок пестрит самыми разными сортами чая, потребительский спрос на него весьма высок. Запуск собственного производства чая даст не только стабильную прибыль в обозримом будущем, но и послужит основой для дальнейшего развития бизнеса – выращивания собственного чая или открытия сети магазинов. Разберемся в тонкостях начала производства, основных затратах и рынке сбыта.

Регистрация деятельности и декларирование продукции

Для начала предпринимательской деятельности понадобится открыть коммерческую организацию. Две самые популярные формы ведения бизнеса в России – ИП (индивидуальный предприниматель) и ООО (общество с ограниченной ответственностью). Разница между ними существенна, каждая имеет свои плюсы и минусы.

Условно, ИП – упрощенная система работы, регистрируется на одного человека, который и выступает владельцем всего бизнеса, а также несет личную финансовую ответственность и рискует своим имуществом в случае затруднений.

ООО – более сложная организация, в которой может быть несколько собственников, но все они отвечают только в рамках уставного капитала (от 10000 руб.). Чтобы точнее определиться, какая форма бизнеса вам подходит, следует обратиться к профильным юристам за консультацией.

Затраты на регистрацию ИП и ООО тоже отличаются. Они зависят от того, самостоятельно вы будете подготавливать документы или обратитесь к специалистам. Большинство предпринимателей предпочитают делать это через посредников, от этого и будем отталкиваться.

  • Госпошлина за регистрацию ИП составляет 800 руб., ООО – 4000 руб. (при личной подаче).
  • Подготовка комплекта документов для ИП по стоимости начинается от 1000 руб., для ООО от 2000-3000 руб.
  • В качестве местонахождения ИП указывается его адрес регистрации по паспорту. Для ООО требуется указывать юридический адрес – адрес офиса или производства. Поэтому к стоимости нужно добавить сумму фактической аренды.

Чай – продукция, которая нуждается в декларировании. Для получения декларации о соответствии, понадобится обратиться в орган сертификации. Для этого предоставляют следующие документы:

  • уставные документы фирмы;
  • информация о продавце/производителе;
  • техническая документация;
  • документы о лабораторных исследованиях и экспертизах,
  • каталог и наименование продукции.

Стоит учесть, что на черный чай и на зеленый чай оформляются разные декларации. После их оформления понадобится получить СЭЗ (санитарно-эпидемиологическое заключение).

Виды чая

В мире существует больше 3500 сортов чая. Наиболее распространенные виды – черный и зеленый. В продаже широко представлены красный, желтый, белый чай, улун, пуэр, а также их различные фруктовые вариации.

Если отталкиваться от российских реалий, то в стране налажено производство черного, зеленого и «фруктового» чаев. Подходящие климатические условия для этого есть на юге России, а точнее в Республике Адыгея и Краснодарском крае (г.Сочи). Там происходит производство чая вне тепличных условий.

Открытие производства чая

Заготовка чая

Приобретение сырья

Выращивание собственного чая с нуля – сложный и трудоемкий процесс, требующий внушительных вложений. Для молодого бизнеса такой путь крайне нежелателен. Поэтому для старта стоит рассматривать запуск производства на основе покупного сырья.

Оптимально наладить производство в регионах страны, где это сырье выращивается, то есть в Адыгее, Сочи или Карачаево-Черкесии. Альтернативный вариант – обосноваться в населенном пункте, находящемся на границе со страной, в которой можно закупить сырье. К примеру, рядом с Грузией или Азербайджаном.

Важно понимать, что чайный лист – скоропортящийся продукт, поэтому доставка до места производства не должна превышать 3 дней. Чем быстрее – тем лучше.

Выращивание чая – процесс сезонный. Для непрерывного производства потребуется создать запасы сырья, а для этого нужна большая площадь для устройства складов по его хранению.

Классическая технология чайного производства

Лидирующее место на рынке занимает черный байховый чай. Его классическая технология производства делится на несколько этапов:

  • сортировка;
  • завяливание;
  • обработка;
  • ферментация;
  • сушка.

Рассмотрим принципы и особенности каждого этапа производства.

Сортировка

Процесс осуществляется только вручную. Из всей массы удаляются грязные, некачественные, больные листья и прочий брак. Также вручную могут отбираться листья высшего качества для производства элитных сортов продукта.

Завяливание

Смысл завяливания состоит в обезвоживании листьев. На этом этапе сырье теряет до 55% влаги. Процесс протекает в хорошо проветриваемом помещении и, как правило, в тени. Для черного байхового чая, напротив, требуется прямой солнечный свет.

Завяливание в естественных условиях длится от 10 часов до суток. Если используются специальные сушилки, то процедура сокращается в 3-5 раз. Точное время зависит от конкретных факторов окружающей обстановки – температуры, влажности, ветра, а также от самого сорта, который нужно получить.

Лучшие условия для завяливания черного чая естественным путем – это создание температуры воздуха в пределах 20-24°С при относительной влажности 70%. На фабриках Шри-Ланки и Индии придерживаются мнения, что время завяливания не должно быть меньше 18 часов, поэтому гнаться за скоростью не стоит.

Во время этого этапа происходит второй важный момент, без которого дальнейшая обработка невозможна. Спадает клеточный тугор, то есть листья становятся мягкими и ломкими.

Обработка

Есть несколько способов обработки. Они зависят от желаемого конечного результата. Как правило, это измельчение и скручивание. Процесс бывает механическим или ручным (для более дорогих сортов). Механизированная технология (СТС) позволяет обработать большое количество сырья и добиться в нем высокого содержания кофеина и максимальной крепости. Это путь для обработки листьев низкого качества, поэтому такой способ невысоко ценится среди чайных ценителей.

Основная задача процесса – отжать из листьев сок, насыщенный растительными ферментами. Они и будут отвечать за качество следующего этапа производства.

Открытие производства чая

Схема производства

Ферментация

Сложный процесс, насчитывающий множество химических реакций. Если упрощать, то это окисление смеси полифенолов, которое активируется с помощью полученных на предыдущем этапе чайных ферментов (энзимов). На этом этапе чай приобретает свой красно-коричневый цвет.

Ферментация бывает полной и частичной, в определенном случае она длится десятки лет (для пуэра). Для оптимального результата нужны определенные условия:

  • высокая влажность воздуха (80-90%);
  • температура в помещении на уровне +15°С;
  • постоянный доступ свежего воздуха.

Процесс ферментации прерывается сразу же после того, как сырье поменяло свой цвет и приобрело характерный запах.

Сушка

Окончание процесса ферментации происходит с помощью сушки в печи на высокой температуре. Именно так закрепляется полученный биохимический результат и удаляется лишняя влага. После окончания остается продукт, готовый к расфасовке.

Сушка обычно проводится в два этапа. Температура должна быть высокой, но не выше 100°С, чтобы чай не потерял свое качество. Оптимальное условие для первой сушки – 90-95°С, для второй – 82-87°С. Конечная влажность чайных листьев к концу процесса снижается до 3-5%.

Упаковка

Высушенный чай сортируется на сырье разного качества и внешнего вида. Крупные частицы отправляются на производство листового чая, из мелких фракций делают высевки, а из крошек формируют плитки.

Дизайн упаковки – то немногое, что остается полностью на усмотрение производителя, поскольку производственный процесс жестко регламентирован. Дизайн коробок с продукцией должен быть не только красивым, он также способным повысить продажи. На первых порах рекомендуется попробовать несколько разных вариантов и изучить статистику – какой вид упаковки больше всего понравится покупателям.

Для качественного результата обратитесь к специалисту. Дизайн не должен повторять то, что уже есть на рынке, чтобы избежать споров с конкурентами.

Продумайте позиционирование бренда. К примеру, особой популярностью пользуются продукты с приставкой «эко». Указание того, что для упаковки вы используете переработанные материалы, только увеличит спрос от покупателей.

Открытие производства чая

Сушка чая

Оборудование и работники

Для начала деятельности потребуются как единоразовые закупки и вложения, так и ежемесячные траты. Разберемся, из чего они будут состоять. Сосредоточимся на основных необходимых вещах, чтобы понимать минимальный порог вложений.

Перечень и стоимость оборудования, которое потребуется закупить для начала производства:

  1. Оборудование для СТС производства – от 450 000 руб., роторная машина для изготовления по методу Lawrie Tea Processing – от 370 000 руб. до 1 200 000 руб.
  2. Оборудование для ручной сушки – от 20 000 руб., сушильная печь – от 120 000 руб.
  3. Увлажнитель воздуха – от 30 000 руб.
  4. Прочее оборудование – примерно 150 000 руб.

Новая техника, купленная напрямую у производителя, будет дешевле. Если обращаться к перекупщикам, то ценник возрастет. Выходит, что минимальный набор оборудования будет стоить от 700 000 руб.

Далее начнутся ежемесячные вложения. К ним относятся:

  1. Закупка сырья – стоимость зависит от сорта, в среднем от 60 до 180 руб. за 1 кг.
  2. Аренда помещения и коммунальные услуги – от 35 000 руб.
  3. Заработная плата. Минимальный штат должен состоять из бухгалтера и двух рабочих. В среднем сумма составит 110 000 руб.
  4. Реклама – от 20 000 руб.

Каждый месяц в фирму понадобится вкладывать от 180 000 руб. В ноль предприятие должно выйти через 12-16 месяцев. Получается, что минимальный стартовый капитал для начала производства составляет 900 000 руб.

Организация сбыта и продвижение продукции на рынке

Для реализации продукта требуется наладить каналы сбыта. Перед поиском потенциальных закупщиков следует изготовить несколько тестовых образцов, чтобы презентовать их перед потенциальными клиентами. Не спешите запускать полномасштабное производство, пока у вас не наладился круг покупателей. Если продажи не пойдут, товар рискует навсегда остаться на складе и, в конечном счете, пропасть.

К счастью, чай востребован во многих местах. Наладьте контакт с местными ресторанами, кофейнями, специализированными чайными магазинами и лавками по продаже эко-продуктов. Также следует сделать ставку на онлайн продажи.

Уделите внимание разработке сайта компании, сделайте его качественным и удобным для пользователей. Активно ведите соцсети. Публичность и прозрачность сейчас высоко ценится среди потребителей. Рекомендуем посмотреть существующих производителей чая и произвести конкурентную разведку.

Читайте нас также в Телеграм, Яндекс Дзен и во Вконтакте.

25.02.2020


Цех по изготовлению полуфабрикатов
Цех по изготовлению полуфабрикатов

14.03.2020

Машинно аппаратурная схема линии производства вареных колбас
Машинно аппаратурная схема линии производства вареных колбас

12.03.2020

Методы и средства производства хлеба
Методы и средства производства хлеба

11.03.2020

Цех по изготовлению мясных, рыбных и овощных консервов
Цех по изготовлению мясных, рыбных и овощных консервов

11.03.2020

Производство картофельных чипсов: цех, сырье и оборудование
Производство картофельных чипсов: цех, сырье и оборудование

11.03.2020