Вы здесь

Судоремонтная промышленность

Судоремонтная промышленность

Судоремонтная промышленность считается одной из наукоемких и финансово затратных. Отрасль включает в себя не только предприятия по ремонту морских и речных судов, но и фирмы, занимающиеся производством комплектующих деталей для «водоплавающей» техники, а также научные, образовательные и проектные организации, в которых происходит разработка инноваций и обучение будущих специалистов индустрии.

Характеристика отрасли

Судоремонтные компании – это предприятия, специализирующиеся на выполнении всех видов ремонтов корпусов морских и речных судов, аппаратов и механизмов, оборудования.

Все фирмы отрасли классифицируются по нескольким признакам:

  • Принадлежность – речь идет о том, к какому «подвиду» относятся суда (морской или речной флот, рыбное хозяйство).
  • Уровень сложности выполняемых работ – фирмы, занимающиеся текущим или небольшим ремонтом, навигационным, капитальным. К этой группе относятся и компании, специализирующиеся на постройке судов, а также обслуживании оборудования.
  • Типы судов – компании, ремонтирующие только дизельные, паровые, турбинные, грузовые, пассажирские, буксирные и прочие корабли.

Примечание: в последнее время в России произошло значительное пополнение «плавающего парка» новыми судами с более современными механизмами. Это повлекло за собой необходимость практически полного переоснащения имеющихся судоремонтных хозяйств, а также запуск новых фирм по этой специализации.

Наиболее «многофункциональные» предприятия – те, что относятся к Министерству морфлота. Они, помимо ремонта (капитального, навигационного и мелкого), занимаются постройкой судов.

Предприятия Министерства речного флота специализируются на ремонте и обслуживании речных кораблей. Но вопросы эксплуатации находятся под юрисдикцией владельцев водного транспорта. 

Исторические факты

В России судоходство и судостроение появилось еще в древнейшие времена. Славяне использовали речные и морские пути не только для товарообмена и рыболовства, но и для не слишком благородных, зато прибыльных целей – набегов. Например, для похода на Византию в 907 году по приказу князя Олега был отстроен флот численностью 2000 боевых кораблей.

Первые плавсредства были довольно примитивными, но с течением времени усовершенствовались. Они передвигались в основном самосплавом (вниз по течению), а вверх – веслами, шестами. Скорость такого движения была довольно низкой.

В конце XVIII века в России появилось первое водоходное судно (разработчик – Кулибин). Оно могло двигаться против течения самостоятельно. Однако массово этим изобретением пользоваться не стали.

Переломный момент в судостроении и сопутствующем ему судоремонте наступил в середине XIX века. В это время в России бурно развивается промышленность, что требует не только сбыта, но и поставок сырья, не говоря уже о том, что перевозки не ограничивались только грузами. Этот период характеризуется появлением новых разновидностей водного транспорта.

В последующие годы эта тенденция сохранилась вплоть до Октябрьской революции. Экономический кризис, который она принесла с собой, едва ли не разрушил судоремонт и судостроительную отрасль: часть предприятий были заморожены, а другие и вовсе закрыты. И только спустя 10 лет индустрия понемногу начала восстанавливаться.

С 1933 года отрасли начинают уделять особое внимание. Это положительно сказывается на динамике ее развития. Однако начавшаяся ВОВ снова затормозила процесс: в период 1941-1942 гг. было разрушено множество судоремонтных и судостроительных предприятий (особенно тех, что размещались в акватории Черного моря).

В послевоенные годы предпринята еще одна попытка «поднять» отрасль. Это было успешное время, однако очередной кризис (постперестроечный) снова практически свел к нулю все старания. Ситуация усугубилась еще и тем, что после распада СССР множество отраслевых компаний оказалось за границей. Однако в этот раз положение восстановилось достаточно быстро: уже в 1996 году начато строительство атомных подводных крейсеров. А после 2001 г. индустрия снова стала развиваться быстрыми темпами.

В настоящее время судоремонтной индустрии уделяется внимание со стороны государства: отстраиваются новые предприятия, специализирующиеся на возведении крупных танкеров, гражданских и промысловых судов.

Кроме того, после вхождения в состав РФ Крыма в страну вернулись многие предприятия судоремонтной отрасли. И хотя в них нужно вложить достаточное количество средств, чтобы восстановить их былое состояние, все же это стало хорошим подспорьем для того, чтобы индустрия смогла выйти на высокий уровень.

Крупные игроки

Известные фирмы, которые занимаются судоремонтом:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Судоремонтные заводы.

Условия размещения компаний

Для того чтобы выполнять производственные цели, предприятия судоремонтной отрасли должны отвечать определенным требованиям:

  • иметь полностью оборудованные цеха (заготовительные, обрабатывающие, сборочно-монтажные, кузнечные, сварочные, котельные, медницкие, столярные) и прочие производственные площадки;
  • территория должна обладать удобной причальной линией и при этом быть достаточно большой для размещения судов;
  • иметь собственную хорошо оборудованную акваторию достаточного размера и глубины, защищенную от ледоходов и водных волнений;
  • акватория должна вплотную примыкать к судоремонтному предприятию.

А еще они обязаны обладать всеми необходимыми судоподъемными средствами:

  • доками – специальными инженерными сооружениями для хранения судов и их постройки, в которых есть возможность для проведения как подводных, так и надводных работ;
  • эллингами – своеобразными «гаражами» для плавсредств, оснащенными приспособлениями для их подъема и спуска на воду;
  • СЛИПами – подъемно-спусковыми механизированными сооружениями, движение судов в которых осуществляется по рельсовым наклонным путям, имеющим подводные и надводные части.

Примечание: работы по ремонту могут выполняться не только в цехах, но и на кораблях. Механизмы обычно разбирают на борту речного или морского судна, а отдельные узлы перевозят в соответствующий цех. После выполненной реконструкции готовое оборудование монтируется на корабле.

Судоремонтная промышленность

Принципы работы

Основными показателями качества работы судостроительных предприятий считаются:

  • время, затраченное на выполнение реконструкции;
  • количество «водного транспорта», которое одновременно может быть обслужено на фирме.

Некоторые механизмы могут быть демонтированы в общем виде, то есть в неразобранном. Такой метод называется агрегатным. Его особенность заключается в том, что вместо испортившегося узла на судно поставят аналогичный – из обменного фонда оборудования. После ремонта механизмы будут возвращены на свое место: временный поедет в обменный пункт, а родной установят на плавсредство.

Трудности отрасли

Проблема российской судоремонтной индустрии заключается в том, что большинство кораблей – советского производства. Их техническое состояние за длительное время эксплуатации значительно ухудшилось. А это приводит к необходимости часто пользоваться услугами ремонтных организаций.

Провести качественную капитальную реконструкцию не всегда удается. И речь даже не идет о необходимости затрачивать глобальные финансовые средства. Дело в том, что периодические экономические «тряски» привели к тому, что были практически полностью разрушены системы управления и технологии, а квалифицированные кадры утеряны. Грамотных управленцев, способных принимать правильные решения, очень мало.

Еще один нюанс – несовершенство законодательной системы: внешне может показаться, что принимаются нормативные акты, призванные улучшить состояние промышленности, но по факту эти документы не работают. Например, в ФЗ № 305 «О поддержке судостроения и судоходства» нет ни единого упоминания о судоремонте. А ведь без этой «ветки» не сможет развиваться и само производство. Не бывает таких кораблей, которые не будут изнашиваться и нуждаться в ремонте:

  • ежегодная реконструкция и осмотр должны проходить все плавсредства;
  • каждые три года выполняется промежуточный ремонт;
  • каждые 5 лет – починка на класс судоходства.

Что касается финансирования: судоремонт отличается от любых других производств тем, что нельзя заранее предугадать, какие работы потребуются, их количество и стоимость. Поэтому важно, чтобы предприятия имели возможность в кратчайшие сроки провести требующуюся реконструкцию судна. Для этого нужны кадры, бесперебойные поставки сырья и оборудования.

Однако если устранить все эти сложности, то общие перспективы развития судоремонтной промышленности довольно хорошие. Наличие предприятий с современным оборудованием и квалифицированных кадров, задействованных на производстве, способно обеспечить постоянный приток заказов на выполнение работ даже от зарубежных судовладельцев. А это в свою очередь принесет значительные прибыли не только руководству предприятий, но и бюджету (региональному и федеральному).

Читайте нас также в Телеграм, Яндекс Дзен и во Вконтакте.

20.12.2019


Как устроена индустрия производства кормов для животных?
Как устроена индустрия производства кормов для животных?

18.03.2021

Электроэнергетика России
Электроэнергетика России

21.04.2020

Российская промышленность: сводка
Российская промышленность: сводка

15.01.2020

Металлообработка
Металлообработка

15.01.2020

Нефтяная промышленность
Нефтяная промышленность

15.01.2020