Вы здесь

Обувная промышленность

Обувная промышленность

Обувная промышленность России – это совокупность предприятий, которые занимаются пошивом и поставкой обуви в торговые точки внутри страны, на экспорт в другие государства. Несмотря на большое количество участников отрасли, доля ВВП не высока. Ликвидность отечественного изготовителя страдает из-за высокого уровня импорта. Правительство Российской Федерации пытается создать льготные условия нашей промышленности, вводит политику импортозамещения. Но их старания пока не могут полностью восстановить утерянные после развала СССР позиции.

История появления обуви

С тех пор, как человек стал прямоходящим существом, возникла потребность в гардеробе, который сможет защитить тело и стопы от повреждений. Люди всегда нуждались в обуви, особенно северные народы. 

Первоначально защита ног делалась из шкур убитых на охоте животных. Мех просто обвязывали вокруг стопы. По сути, это решало многие проблемы. Ноги были в тепле. Их не продувал ветер. Но с точки зрения удобства и гигиены этого было мало.

Первые зачатки промышленной обувной отрасли появились в древнем Риме и Греции. Технологии развивались, и с течением времени стали появляться модели обуви закрытого типа. Они обхватывали всю стопу.

Ремесленники стали специализироваться на конкретной деятельности. Так появились первые башмачники. Начиная с девятнадцатого столетия, когда человечество встало на путь индустриализации, появляются мануфактуры и фабрики по изготовлению обуви в промышленных масштабах. Благодаря снижению затрат на человеческие ресурсы стало возможным снизить стоимость одного экземпляра продукции.

Мануфактуры и фабрики открывались и в России. В деревнях того времени единственной обувью русских крестьян были лапти и валенки. Чаще всего их делали в самих семьях. Это было общедоступное ремесло.

Но в ХХ веке обувь, изготовленная самостоятельно, оказалась не в чести. С учетом повышения степени образованности, направленности на ведение городского стиля жизни стало проще приобрести более подходящую обувь.

С момента развала СССР и капитализации производственных процессов фабрики стали выпускать большее количество моделей разной обуви. К ним относится:

  • спортивная (кеды, кроссовки);
  • домашняя (тапки);
  • для деловых встреч (туфли, мокасины);
  • для торжественных выходов;
  • зимний ассортимент (утепленные мехом);
  • летние (босоножки).

Современное изготовление обуви

Это автоматизированный и частично автоматизированный рабочий процесс. За изготовлением следит оператор технологической линии и вводит коррективы в программу работы автоматических станков.

Ярким примером инновационного пути стала Торжковская обувная фабрика. Благодаря автоматизации производственные мощности швейных цехов достигают 700-800 пар обуви за рабочую смену. Каждый из автоматизированных аппаратов для пошива может заменить 7 человек.

Обувная промышленность

После прохождения нескольких цехов обувь готова к распределению по торговым точкам.

Наибольшее влияние в отрасли имеют компании, которые производят товар для военной промышленности и иных силовых структур. Они изготавливают изделия под государственный заказ, что позволяет окупить полностью свои затраты и получить искомую прибыль. Изготовление обуви для частных магазинов подчиняется стандартам и законам открытой рыночной экономики и конкуренции. Любой подобный бизнес сопряжен с риском работы в убыток из-за низкого спроса населения на обувь отечественного производства. Государство не имеет права вмешаться в этот процесс через применение влияния административного аппарата.

По данным статистических исследований, в год рядовому гражданину требуется до трех пар обуви. Помимо российских обувных производителей, большим спросом в стране пользуются общеизвестные мировые бренды, качество которых пока остается выше отечественного аналога.   

Замещение импорта

В 2016 году Министерство промышленности и торговли подготовило законопроект, согласно которому обувь для нужд армии, флота и прочих силовых структур должна быть изготовлена из материалов, производимых в Российской Федерации.

Запрещено покупать такие материалы:

  • резина;
  • мех;
  • кожа.

Допускается приобретение этих материалов из Беларуси. На нее этот запрет не распространен, так как у наших стран единая таможенная зона. Есть и иные исключения из введенного правила в отношении материалов, которые не производятся на территории Российской Федерации и Беларуси.

Как отмечают авторы законопроекта, эта инициатива направлена на улучшение востребованности товаров отечественного производства. Кроме того, происходит процесс адаптации российских компаний легкой промышленности перед вступлением во внешнеторговые отношения с подписанием международных договоров и получением членства в составе ВТО.

Запрет на покупку материалов в других странах должен подстегнуть качество производимой обуви и распространить экспорт продукции на все страны бывшего СССР, в том числе Казахстан, Украину.

По данным союза легкой и текстильной промышленности, запрет уже принес первые результаты. Качество продукции улучшилось за счет использования отечественных материалов вместо сомнительного азиатского сырья.

Со временем планируется довести уровень поставок отечественных компаний для нужд государства до 90 процентов, а также укрепить позиции российской обуви на внутреннем рынке страны.

Инициатива полезна. Но об эффективности ее внедрения можно будет говорить по истечении достаточно длительного временного периода. Как минимум, к 2025 году есть смысл подводить первые итоги. Но в современной экономической формации, используемой в нашей стране, делать прогнозы на несколько лет вперед нецелесообразно. Слишком много внешних и внутренних факторов, которые влияют на положение компаний в отрасли. Кроме того, с мировыми брендами конкуренция пока не выиграна.

Обувные компании и фабрики, которые открыты на территории Российской Федерации, обеспечивают не более 10 процентов внутреннего порога потребления.

На сегодняшний день пошлина на ввозимую обувь остается очень низкой. Стоимость изделия российского производства и обувь мировых брендов остается в паритетных соотношениях. Следовательно, большинство людей приобретет обувь, чей бренд ей знаком, несмотря на небольшую переплату. Бренды российской обуви остаются нераскрученными и неизвестными.

Кроме того, на рынке существенная доля контрафактного товара, который стоит значительно дешевле оригинала.

Отечественные производители

В Российской Федерации довольно обширный перечень предприятий, производящих обувь. Далее представлен список наиболее заметных отечественных производителей:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Обувные фабрики.

Части обуви

К основным частям обуви можно отнести:

  • Каблук – часть в пяточной зоне подошвы, которая обеспечивает подъемное положение стопы.
  • Голенище – часть, которая заходит на голень.
  • Подошва – низ обуви, который непосредственно соприкасается с поверхностью земли или пола. На нее приходится основная нагрузка и самый сильный износ.
  • Подкладка – применяется для утепленной обуви, обеспечивает тепло ноге.
  • Стелька – часть изделия, которая подкладывается между внутренней частью подошвы и непосредственно ногой человека.
  • Задник – придает жесткость задней части обуви, позволяет комфортно носить изделие, не боясь, что оно соскользнет с ноги. Есть два вида задника – мягкий и жесткий. Использование одного или другого вида зависит от типа обуви (кроссовки – мягкий, туфли – жесткий).
  • Геленок – поддерживает свод стопы.
  • Рант – несущая часть обуви.

Читайте нас также в Телеграм, Яндекс Дзен и во Вконтакте.

17.12.2019


Как устроена индустрия производства кормов для животных?
Как устроена индустрия производства кормов для животных?

18.03.2021

Электроэнергетика России
Электроэнергетика России

21.04.2020

Российская промышленность: сводка
Российская промышленность: сводка

15.01.2020

Металлообработка
Металлообработка

15.01.2020

Нефтяная промышленность
Нефтяная промышленность

15.01.2020