Вы здесь

Железнодорожное машиностроение

Железнодорожное машиностроение – это важная сфера в России. В нее входят компании, которые занимаются производством локомотивов, вагонов и техническим обслуживанием, восстановлением, ремонтом подвижного состава. Согласно статистической отчетности РФ за последние 5 лет наблюдается значительный прирост перевозок грузов и пассажиров с использованием железнодорожного транспорта. Это требует создания новых и модернизации существующих технических средств.

История

История железнодорожного машиностроения тесно переплетается с созданием ж/д сообщения. Процесс начался еще в XVIII веке, при этом он продолжается по сей день. Разработка железных дорог впервые совершена в Англии, где создавались паровые двигатели и инфраструктура. В 1763 году ученый и инженер Ползунов И. И. спроектировал первую паровую машину, которая обладала мощностью в 40 лошадиных сил. Но ее предназначение связывалось с работоспособностью плавильной печи.

Эту разработку переняли и дополнили для создания первой действующей паровой машины. Что касается паровозов, то они появились в 1804 году. Для развития представленной сферы важно было создавать рельсовые пути. В Алтае первая железная дорога сформирована в 1755 году, она предназначалась для движения вагонеток. Первое полноценное железнодорожное полотно между населенными пунктами появилась в 1788 в Петрозаводске.

Бум производства и потребности в технике произошел в 80-х годах XIX столетия. В ХХ веке появились модели локомотивов с электрической тягой. Также оборудование начали использовать в военной индустрии, что расширило назначение и способы эксплуатации. Современное железнодорожное машиностроение – это сложная система производств, которые занимаются сборкой машин и технических средств для эксплуатации в различных сферах деятельности. Большое количество предприятий остались с советских времен. Тем не менее, появляются новые производители, в том числе с иностранным капиталом.

Направления ж/д машиностроения

Железнодорожное машиностроение условно подразделяется на 4 направления:

  • грузовое и пассажирское вагоностроение;
  • локомотивостроение;
  • производство путевой техники.

Важно отметить, что некоторые специалисты дополняют список предприятиями, которые занимаются ремонтом и обслуживанием вагонов, локомотивов.

Грузовое вагоностроение

На текущий момент по железнодорожным путям перевозится до 80% грузов различного назначения, при этом более 40% осуществляется на экспорт. Подвижной состав в ОАО «РЖД» зачастую изношен, требует модернизации или приобретения новых вагонов. Что касается других фирм, которые занимаются грузоперевозками, то основные фонды отличаются высоким уровнем качества. Перед производителями стоит задача выпуска продукции стандартного типоразмера, но с повышенными требованиями к качеству.

Локомотивостроение

Для осуществления перевозок используются электро- и тепловозы. Разница заключается в типе применяемых топливных ресурсов для перемещения транспортного средства и подвижного состава. Благодаря высокой доле электрификации приоритет отдается электрическим локомотивам, которые отличаются повышенными скоростными характеристиками и удобством в эксплуатации.

Производство путевой техники

Для поддержания в хорошем состоянии железнодорожных путей, обслуживания вагонов или локомотивов требуется вспомогательная техника. Ее производством занимаются специальные компании, которые ориентированы на внутренний рынок. Их оборудование отличается универсальностью, а основным поставщиком профильных технических средств считается АО «Калужский завод «РЕМПУТЬМАШ».

Пассажирское вагоностроение

Является важным направлением отрасли. Специализированная продукция востребована на территории Российской Федерации и зарубежных рынках. На сегодняшний день в приоритете – создание вагонов повышенного комфорта, а также производство стандартизированных модификаций по типу купе.

Проблемы отечественных производителей

В железнодорожном машиностроении много трудностей, которые важно решить в ближайшей перспективе:

  • Обеспеченность внутреннего спроса. По официальной статистике, отечественные компании «насытили» рынок грузовых вагонов. Это связано с приходом в РФ многих иностранных фирм в 2013-2015 годах. Совместные предприятия увеличили объемы производства, что перекрыло потребность в вагонах. Из-за этого настали трудные времена: изделия не экспортируются.
  • Сегодня перед предприятиями стоит серьезная задача по разработке грузовых и пассажирских вагонов повышенной эффективности. Изделия должны отличаться износостойкостью, экономичностью. Уже существуют подобные модификации, но стоимость их гораздо выше, чем производить ремонт подвижного состава старого образца. Повышение нагрузки на оси требуют значительного переоборудования железнодорожной инфраструктуры.
  • Новые виды металлопродукции. Для увеличения надежности, улучшения характеристик требуется использование новых видов металлопроката. Не все отечественные предприятия готовы выполнять обязательства по улучшению уровня качества, обеспечивать отрасль прокатом из легированной стали.
  • Недостаточные меры государственной поддержки и тарифного регулирования. 

Важно отметить, что проблемы на рынке РФ во многом не похожи на заграничные тренды. Тенденции направлены на эффективное использование электроэнергетики, в приоритете – повышение загруженности и рациональности применения железнодорожного транспорта.

Известные производители

Железнодорожная индустрия обслуживается множеством профильных предприятий. В некоторых случаях фирмы ведут сотрудничество с зарубежными партнерами, что позволяет создавать принципиально новые транспортные средства, модификации и решения. Среди наиболее известных и прибыльных компаний необходимо выделить:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделах Вагоностроительные заводы и Вагоноремонтные заводы.

25.12.2019


Электроэнергетика России

21.04.2020

Российская промышленность: сводка

15.01.2020

Металлообработка

15.01.2020

Нефтяная промышленность

15.01.2020

Мусороперерабатывающая промышленность

15.01.2020