Вы здесь

Тракторное машиностроение

Тракторное машиностроение специализируется на производстве промышленных и сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, силовых агрегатов, навесного оборудования, платформ, запасных частей, узлов и деталей.

Огромная территория страны и ее природные ресурсы придают российскому тракторостроению значимую роль в экономике. Эти машины незаменимы в сельском хозяйстве, лесозаготовках, строительстве и стройиндустрии, прокладке дорог и тоннелей, в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Деятельность всех этих отраслей важна для страны, обеспечить ее без регулярного обновления тракторного парка практически невозможно. Продукция машиностроения всегда востребована, и при оптимальной организации работы заводы могут рассчитывать на неплохие перспективы и высокую прибыль.

Историческая справка

Первые серийные тракторы сошли с конвейера предприятия Форда в США в 1917 г. В 20-е годы минувшего века отрасль стала развиваться в Европе и СССР. Родиной советского тракторостроения стал петроградский завод «Красный Путиловец» (позже – Кировский завод), где в 1923 году на базе американской модели Fordson собрана первая отечественная серийная машина.

В период индустриализации в СССР крупные тракторные заводы построены в Сталинграде, Харькове и Челябинске. В годы Великой Отечественной войны все они были эвакуированы за Урал и перешли на выпуск бронетехники.

В послевоенный период потребность лежавшей в руинах страны в тракторах различного назначения серьезно возросла, и для удовлетворения спроса в СССР с 1945 по 1960 годы было построено 6 новых тракторостроительных предприятий. Своеобразным символом послевоенной эпохи стал трактор ДТ-54, который позже широко использовался при освоении целинных и залежных земель.

Пик производства тракторов в СССР пришелся на середину 70-х годов. Тогда 16 заводов, действующих в различных республиках, ежедневно выпускали до 1500 машин. Самой массовой моделью, производимой в Советском Союзе, стала гусеничная машина ДТ-75, серийный выпуск которой был налажен на Волгоградском тракторном заводе. Всего за годы производства построено свыше 250 млн такой техники.

С развалом СССР отечественное тракторостроение оказалось в глубоком кризисе. Многие предприятия были закрыты или перепрофилированы, а спрос на эти машины все больше удовлетворялся за счет закупок из-за рубежа. К середине 2000 гг. в отрасли наметились положительные тенденции. Выжившие в период кризиса 90-х предприятия постепенно стали восстанавливать свои позиции на рынке и налаживать производство новых моделей, соответствующих современным требованиям.

Структура и дислокация отрасли

Большинство предприятий ориентировано на глобальный и расширенный цикл изготовления, не специализируясь при этом на выпуске определенной номенклатуры узлов и агрегатов. Подобное было характерно для СССР, где создавались крупные производства, призванные полностью покрывать потребности заказчиков страны. У тракторостроительных предприятий и сегодня наблюдается низкий уровень специализации и межотраслевой кооперации.

По своей характеристике компании отрасли являются универсальными, обладающими полным комплектом заготовительных, сборочных, инструментальных и ремонтных мощностей.

Реалии рыночной экономики поставили перед тракторостроением задачу более узкой специализации производств, позволяющей оптимизировать логистику и повысить рентабельность машиностроения в целом.

По территориальному признаку тракторостроительные предприятия расположены в наиболее экономически развитых регионах страны. Заводы, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственных тракторов, построены в районах интенсивного земледелия и вблизи крупных агропромышленных комплексов.

Помимо ориентации на регионы потребления, тракторостроительные предприятия находятся недалеко от центров металлургии (это базовые источники сырья для отрасли).

Приоритеты развития российского тракторостроения

Как было отмечено выше, в последние годы в развитии тракторного машиностроения обозначилась положительная динамика. Несмотря на значительное сокращение количества отраслевых предприятий, заводы, сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, смогли нарастить производство и увеличить свою долю на отечественном рынке.

Особо заметен рост в сегменте сельскохозяйственного тракторостроения, чему способствовала реализация федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники. В сегменте промышленных и строительных тракторов успехи не столь очевидны, однако позитивные тенденции присутствуют и здесь.

Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Однако российским тракторостроителям в условиях свободного рынка приходится серьезно конкурировать с зарубежными производителями, и эта конкуренция на сегодняшний день определяет приоритеты развития отрасли.

Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации.

Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин. В советский период значительный расход дизеля для тракторов считался нормой, так как это повышало мощность машин до необходимых значений. С приходом на российский рынок зарубежных моделей стало очевидно, что импортная техника при аналогичной мощности потребляет значительно меньше топлива. В условиях роста стоимости горюче-смазочных материалов повышение топливной эффективности выпускаемых российскими заводами тракторов стало первоочередной задачей для инженеров и конструкторов.

Только успешное решение вышеназванных целей позволит российскому тракторостроению составить серьезную конкуренцию многочисленным иностранным предложениям.

Тракторостроительные предприятия России

Крупнейшими игроками рынка являются:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Тракторные заводы.

17.12.2019


Электроэнергетика России

21.04.2020

Российская промышленность: сводка

15.01.2020

Металлообработка

15.01.2020

Нефтяная промышленность

15.01.2020

Мусороперерабатывающая промышленность

15.01.2020