Вы здесь

Полиграфическая промышленность

Трудно переоценить значение этой отрасли промышленности для современного общества. Ведь именно появление первых печатных книг стало толчком к повышению образованности населения. И даже сейчас, в условиях активного внедрения цифровых технологий, печатная продукция не сдает своих позиций.

Назначение, выпускаемая продукция и роль данной отрасли

Полиграфическая промышленность – это совокупность предприятий и организаций, занимающихся тиражированием печатной продукции.

К ней можно отнести:

  • книги;
  • газеты и журналы;
  • рекламные листовки;
  • визитные карточки;
  • стикеры – самоклеящиеся этикетки, изготавливаемые из особой пленки с клеевым слоем;
  • воблеры – это разновидность печатной рекламы, представляющая собой бумажные или картонные элементы разной формы, часто на пластиковых ножках (например, таблички с надписями «Скидка», «Акция» и пр., размещенные в торговых залах);
  • рекламные баннеры;
  • афиши;
  • этикетки для различной промышленной продукции;
  • канцелярские товары (тетради, блокноты, альбомы, бумага для записей и пр.).

В состав отрасли также входят предприятия, занимающиеся производством полиграфического оборудования и материалов, используемых для печати.

Исходя из этого, можно выделить такие подотрасли печатной промышленности, как:

  • полиграфическая печать, занимающаяся выпуском книг, журналов, газет, листовок и брошюр тиражом не менее 5 тысяч экземпляров;
  • глубокая и флексографическая печать на упаковке, этикетках, пластиковых пакетах и пр.;
  • малотиражная широкоформатная печать с высоким разрешением для наружной рекламы, афиш и пр.;
  • оперативная цифровая печать производит продукцию тиражом до 1000 экземпляров (малотиражные книги, визитки, листовки и пр.).

Продукция полиграфической отрасли востребована абсолютно во всех сферах общества – не только в культуре и экономике, но также и в политике и др.

История развития и перспективы отрасли

Зародилась полиграфическая промышленность в Китае. Первые образцы штучной печати на шелке относятся к 220 г. н. э. На бумаге первые книги появились в VII в., но до наших дней они не дожили. Сохранилась буддийская алмазная сутра (китайская ксилографическая копия), датированная 868 г. На тот момент книгопечатное дело уже достигло таких высот, что печатник мог напечатать за один день работы более 4000 страниц (2000 листов, поскольку печать была двусторонняя).

В тот же период печать была уже распространена в Египте.

В Европе оттиски на ткани появились в XIV в. А вот первую книгу с использованием покрытых краской металлических литер (букв) выпустил в 1445 г. немец Иоанн Гуттенберг. Именно этот год считается официальной датой начала массового книгопечатания, которое положило начало всей полиграфической промышленности. В середине XVIII появляется цветная печать.

Первым официальным русским печатным изданием является «Апостол», выпущенный Иваном Федоровым, а также Петром Мстиславцем в 1564 г.

Перспективы у полиграфической промышленности следующие:

  • Радикальная автоматизация всех процессов печатного дела.
  • Применение искусственного интеллекта и робототехники. Предполагается, что интеллектуальное оборудование будет постоянно взаимодействовать со средствами автоматизации по локальной сети.
  • Внедрение в процесс производства «облачных» технологий, предполагающих возможность единовременного сетевого доступа отдельных пользователей к серверам, приложениям, сервисам, устройствам для хранения данных и прочим ресурсам.
  • Постоянное снижение вредного влияния на окружающую среду.

Проблемы отрасли

Российская печатная промышленность постоянно сталкивается с рядом проблем, наиболее существенные из которых следующие:

  • Натиск зарубежных полиграфических предприятий, иногда предлагающих контрагентам более выгодные условия, по сравнению с отечественными производителями. Самую острую конкуренцию российским производителям составляют восточноевропейские, украинские и прибалтийские предприятия.
  • Высокие пошлины на бумагу и расходные материалы, что влечет увеличение себестоимости и, соответственно, повышение цен на выпускаемую продукцию. Это снижает спрос конечных потребителей. Кроме того, процесс ценообразования в печатном деле практически неуправляем. Имеется большой разброс стоимости. Это происходит из-за того, что цены в данной отрасли не всегда отражают реальное соотношение спроса и предложения и определяются усмотрением производителей.
  • Снижение льгот на инвестиции в развитие печатного дела, что закономерно повлекло за собой уменьшение количества инвесторов.
  • Необходимость технической модернизации промышленности. Многие полиграфические предприятия используют технологию офсетной печати, которую в настоящее время успешно вытесняет флексография. Однако производители под давлением повышенных пошлин и снижения инвестиционной привлекательности отрасли не могут обновить оборудование и соответствовать современным реалиям. Из-за этого они проигрывают конкурентам, которые представляют более интересные продукты по более выгодным ценам.

Полиграфическая промышленность и экология

К сожалению, надо признать, что на современном этапе в России печатное производство – одно из самых неблагоприятных для экологии. Основным поражающим фактором является выбросы в атмосферу и попадание в почву и грунтовые воды паров толуола, хромового ангидрида и бензина, аэрозолей оксидов свинца, олова, сурьмы и пр.

В РФ нет нормативной базы, предусматривающей, что типографии должны находится за городской чертой, как во многих европейских странах. Также не предусматривается, что вокруг полиграфического предприятия, расположенного в жилом районе, должна быть санитарно-защитная зона.

За рубежом большое внимание в последние десятилетия уделяется использованию органических красителей на основе природных материалов, не несущих вреда окружающей среде. Сдерживающим фактором является относительная дороговизна такого способа печати.

Крупнейшие полиграфические предприятия России

В книгопечатной промышленности по тиражу лидируют следующие предприятия:

Топ-10 производителей рекламной полиграфической промышленности составляют компании:

  • «Проект 111»;
  • Oasis;
  • Transit Media Group;
  • Public Totem;
  • «Постер»;
  • Exponic;
  • ADMOS;
  • «ВИТРИНА-А»;
  • «ПрезенТайм»;
  • PVG.

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Целлюлозно-бумажные комбинаты.

14.01.2020


Электроэнергетика России

21.04.2020

Российская промышленность: сводка

15.01.2020

Металлообработка

15.01.2020

Нефтяная промышленность

15.01.2020

Мусороперерабатывающая промышленность

15.01.2020