Вы здесь

Исключительное право на производство или продажу чего либо

Исключительное право на производство или продажу чего либо

Бизнес идея, связанная с исключительным правом, может быть хорошим выбором для вложения средств и усилий. Минимальные риски затеряться среди конкурентов, четкое понимание бизнес- стратегии и ограниченный ассортимент товара дадут свои преимущества. Рассмотрим, что представляет эта сфера рыночных отношений, как можно использовать ее особенности для максимизации прибыли и минимизации затрат.

На чем основываются

Исключительное право осуществления деятельности по производству, продаже чего-либо, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству называется монополией. Такая рыночная структура основывается на контроле одного крупного игрока над соответствующей сферой деятельности без присутствия конкурентов с аналогичным капиталом, мощностями и правами. «Одиночество на рынке» обеспечивает защиту от вхождения в бизнес других игроков и помогает компании сохранять преимущественное положение.

Что означает

Это слово происходит от греческих слов «один» и «продано», что означает, что все возможности предоставлены только одному игроку - монополист может играть с ценами: завышать или же наоборот занижать, вынуждая другие компании покинуть рынок.

Рынок монополии характеризуется:

  • уникальным товаром единственного продавца;
  • тотальным контролем монополиста над ценой;
  • невозможностью войти на рынок другим игрокам;
  • несколько сниженным производством продукции относительно конкурирующих фирм, поскольку для рынка это уникальный продукт и чем больше его произведено, тем меньше денег на единицу продукта получит предприятие-монополист.

Монополии несут также и риски: завышенные цены предпринимателей не регулируются, отсутствие конкурентной среды этому способствует. Часто эксклюзивный продавец завышает цену, чтобы объяснить дефицит (при этом он может не желать реинвестировать средства на повышение производственных мощностей, например, покупку нового оборудования). Если на рынке есть спрос, значит, нет необходимости повышать качество товара в отсутствии аналогов, поэтому монополист может предоставлять товар не самого высокого качества.

Исключительное право на производство или продажу чего либо

Исключительное право

Монополии бывают:

  • естественными - в отраслях, где конкуренция невозможна: железные дороги, водоснабжение, добыча золота, «РЖД», «МОСГОРТРАНС», «Почта России», или же там, где конкуренция экономически не целесообразна (в маленьком городе нет потребности в двух кинотеатрах);
  • искусственными - создается с целью главенства на рынке через подавление конкурентов, именно этот вид уникального права мы рассмотрим далее;
  • закрытыми - защищенными лицензиями, патентами, авторскими правами;
  • открытыми - на рынке будет один поставщик, не защищенный специальными правами, и при этом продукция не будет иметь аналогов по определению, примером будет разработка технологии «тач» компанией Apple (затраты компании не сопоставимы с ценами на производимые технические устройства помноженными на их количество).

Исключительное право на производство и продажу чего-либо может быть удачной бизнес идеей в сфере производства. Эксклюзивные права обеспечат особое положение на рынке, контроль над потенциальными конкурентами, возможности масштабирования географии реализации продукции.

Бизнес идеей монополии в сфере производства может быть покупка исключительных прав на ноу-хау, например в виде приобретения компании (к примеру, стартапа на взлете), действующей лицензии или патента. Если компания готова пойти на большие затраты, можно организовать собственный отдел разработок и исследований.

Примером бизнеса может быть разработка уникального приложения, не имеющего аналогов и конкурентов для Apple Store, затраты на которое будут состоять из времени потраченного на работу и стоимости нематериальных активов, без которых бы не обошлось изобретенное (образование, опыт, мастерство разработчика). Допустим, мастер их оценит в 0 рублей, а приложение будет предлагаться пользователям за 100 рублей и всего его скачает 3 млн. человек - маржинальность примера исключительного права высока, затраты минимальны.

Купленные или разработанные сведения, имеющие коммерческую ценность, признаются секретом производства и охраняются статьей ГК РФ 1446 «Исключительное право на секрет производства».

Срок действия

Уникальное право имеет ограничение по действию для его правообладателей - ровно до тех пор, пока содержащиеся в нем сведения остаются конфиденциальными. При раскрытии секретной информации, продукция может быть скопирована и рынок насытится конкурентами.

Если право пользования секретом производства передается по лицензионному договору, то срок его действия может быть не указан, в таком случае любая из сторон может расторгнуть договор, предупредив другого участника минимум за 6 месяцев.

Исключительное право на производство или продажу чего либо

Право передачи

Как передается

Исключительное право передается договором об отчуждении в соответствии со статьей 1468 ГКРФ.

Приобретателю в полном объеме передается право на секрет производства, при этом секретность сохраняется всеми участниками сделки.

Исключительное право на производство и продажу чего-либо - интересная идея для бизнеса, при этом она может потребовать больших затрат или обойтись бесплатно при наличии собственных разработок. В таком случае самым главным конкурентом у компании может быть она сама. Будет это способствовать ее росту или наоборот, сдерживать развитие за счет исключительного положения - будет зависеть от стратегии управления.

Читайте нас также в Телеграм, Яндекс Дзен и во Вконтакте.

19.02.2020


Лицензия на переработку черных и цветных металлов
Лицензия на переработку черных и цветных металлов

25.02.2020

Как получить сертификат на продукцию собственного производства
Как получить сертификат на продукцию собственного производства

05.02.2020

Лицензия на производство алкогольной продукции
Лицензия на производство алкогольной продукции

24.01.2020

Лицензия на добычу золота
Лицензия на добычу золота

24.01.2020