Вы здесь

У нас строят атомный ледокол, которому не страшен лёд толщиной в 4 метра

У нас строят атомный ледокол, которому не страшен лёд толщиной в 4 метра
energybase.ru

Северные торговые пути важны для России. Это кратчайшие маршруты до стран Европы и Азии. Проблема на пути транспортников - лед, покрывающий большую часть поверхности воды. Для этого в российском флоте есть специальные суда - ледоколы.

Новое поколение

Еще в СССР были сконструированы суда - первопроходцы по водам вблизи северного полярного круга. На момент создания они были вершиной инженерной мысли. Прошло немало времени и эти "старички" уже выработали свой ресурс и им на смену пришли более современные ледоколы, которые прокладывают северный торговый маршрут.

Но с ростом оборота и открытия новых месторождений, требования к северным судам выросли. Поэтому было принято решение создать линейку мощных, технологичных, долговечных ледоколов, которые будут плавать в самых тяжелых условиях ледяных вод. Проект и само судно получило название "Лидер". Один из первых кораблей для прокладывания пути через толщи льда, с мощнейшей (на данный момент) ядерной силовой установкой.

На создание концепции, было потрачено несколько лет. Но уже сейчас строительство на верфи идет полным ходом и уже готова часть корпуса, которую подвергли испытаниям, приближенным к реальным условиям. Главным по проекту была назначена ЦКБ "Айсберг". За энергетическую установку взялись инженеры ОКБМ им. И.И. Африкантова. За винты и еще несколько частей отвечают сотрудники Крыловского государственного научного центра. Производится строительство в комплексе "Звезда" В Большом Камне. Заказчиком нового типа ледокола была организация "Росатом". Отвечать за эксплуатацию будет "Атомфлот", как и за другие атомные ледоколы.

Технические показатели

"Лидер" стоится, чтобы круглый год обеспечивать проход через льды северных морей торговых кораблей, танкеров для перевозки ресурсов, при необходимости научных и военных судов. По расчетам, ледокол должен пробивать лед толщиной от 4 м при скорости в 2 узла. При оптимальных 12 узлах, должен ломать преграду из льдин толщиной около 2 метров. Ширина канала после рубки льда будет равняться 50 метрам. Это обеспечит свободный ход судну в ширине корпуса 35-40 м.

Предусмотрено, чтобы ледокол имел максимальную автономность. В условиях северных широт это важный фактор, ведь на быструю помощь можно не рассчитывать. С полной численностью экипажа на борту, провизии хватит на 8 месяцев без пополнения. Ядерного топлива с максимальной производительностью судна хватит от 5 до 7 лет без замены.

Разу уж речь зашла о подпитке энергоустановки, то про нее стоит рассказать подробней. Реакторы нового поколения с названием "РИТМ-400" выдают 315 МВт каждый. Всего их два и они имеют водяное охлаждение. Срок службы по расчетам 40 лет.

От атомного реактора энергия подается на четыре двигателя, которые будут вращать "умные" винты, изготовленные, с использованием графенового материла. Они будут своей формой подстраиваться под поток водных масс. Дальность плавания ограничена лишь запасом провизии на борту.

Средства связи разработаны по новым технологиям. Будет монтировано новое радиоэлектронное оборудование для ориентирования в любых погодных условиях. В корме может устанавливаться краны или научное оборудование. Если будет угроза военного характера, то ледокол может нести военное вооружение, для ликвидации угроз.

У нас строят атомный ледокол, которому не страшен лёд толщиной в 4 метра

Показатели ледокола Лидер, источник: fishki.net

В итоге, в состав флота войдет техника, у которой нет аналогов в мире. По прогнозам ледокол "Лидер" быстро окупит свое создание, расширив экономический потенциал северного торгового пути. К тому же, когда начнется разработка месторождений Арктического шлейфа, ледоколы будут востребованы еще больше.

Подписывайтесь на нас во Вконтакте и Яндекс Дзен.

24.03.2021